Колесованное правосудие

Этим рекордом гордится не принято. По данным международного агентства Transparency International, наша страна занимает одну и верхних строчек всемирного рейтинга наиболее коррумпированных держав. По словам руководителя агентства Питера Айгена, главным источником мздоимства является крайний цинизм российских бизнесменов и чиновников, предпочитающих «разруливать» посредством взяток самые незначительные вопросы. Причем, для запуска разрушительного круговорота повальной коррупции иногда хватает энергии одного такого человека. Так, вал коррупции, захлестнувший судебную систему Ростова Великого, его жители связывают с деятельностью Алексея Волгина, владельца девелоперской компании «Реинкап».

Независимость судей, продекларированная в Основном Законе, все чаще становится поводом для насмешек. К сожалению, звучат они не только на страницах заведомо оппозиционных изданий. Рискованные признания позволяют себе еще вчера скрытные и скромные бизнесмены. Новая мода на откровенную коррупционность впервые заявила о себе в Ростове Великом Ярославской области. Как утверждают осведомленные источники в городской администрации, глава местной компании «Реинкап групп» Алексей Волгин в частной беседе признался, что подарил местным судьям «целый автопарк», а потому может обеспечить нужное ему решение практически в любом арбитражном процессе. Судебные власти на слова бизнесмена ответили гробовым молчанием. А значит, как считают информированные ростовчане, фактически признали факт коррупции.

Судей понять можно. Даже в недавние «тучные годы» размер средней зарплаты в системе арбитражных судов и судов общей юрисдикции обрекала людей в мантиях на благородную бедность. Некоторым подспорьем для судей служили дотации местной власти, в ответ на которые вершителям правосудия приходилось постоянно корректировать норму о всеобщем равенстве перед лицом закона. Чем такой порядок отличался от легализованной коррупции, не знали даже умудренные опытом эксперты правоохранительных органов. Потом положение изменилось. Новыми, гораздо более щедрыми спонсорами правосудия стали коммерсанты.

Действовали эти благотворители напролом, чуть ли не силой отвоевывая последние островки страны, свободные от всепроникающей коррупции. Как говорится, положение обязывало: такой бизнес, как у того же господина Волгина, в силу своей специфики постоянно балансирует на грани откровенной уголовщины. К примеру, без «судебной страховки» компания «Реинкап» вряд ли смогла бы вести многоэтажное строительство в самом центре исторического Ростова Великого, варварски разрушая облик древнего города. Не имея «лапу» в арбитраже, фирма господина Волгина наверняка отступилась бы от своих прибыльных проектов в Москве, на Большой Татарской и Мосфильмовской улицах. Меньше была бы активность «Реинкапа» на ростовском рынке недвижимости, где вот уже несколько лет идет активная спекуляция земельными участками, высвободившимися благодаря «случайным» пожарам.

Прибыли девелоперов, как уверяют экономисты, исчисляется в миллионах. Судьи, ставшие добровольными помощниками бизнесменов, получают от своих спонсоров в разы меньше. Нетрудно подсчитать, что стоимость всего хваленого «автопарка», подаренного Волгиным арбитражным судьям, не превышает смету строительства одной провинциальной многоэтажки. Впрочем, цену такой подачки можно высчитать не только в рублях или долларах. Сегодня власти и судебные органы Ростова Великого живут, словно на вулкане. Неосторожные слова Волгина дошло до Москвы, а потому в Ростов Великий может нагрянуть представительная антикоррупционная комиссия. Действовать ревизоры будут без снисхождения. Недаром, выступив на очередном Всероссийском съезде судей, президент Дмитрий Медведев отметил необходимость «тщательной отладки самого механизма правосудия». И жестко потребовал восстановить прежний уровень доверия к судам, подорванный разгулом коррупции.